ЛЭП-110 в Наволоках.
(Как это было: глазами очевидца)
        На главную


        Недавно в нашей газете была опубликована статья, в которой упоминалось о преимуществах электропитания Навтекса по сравнению, например, с Томной. Электроэнергия, которая поставляется в Наволоки по линии напряжением 110КВ примерно на 1/3 дешевле той, которая могла бы поставляться по ЛЭП-35КВ. Эта кратенькая информация заставила память прокрутить цепочку событий (как кадры из старого фильма), которые сделали вышеизложенное свершившимся фактом.
        А ведь когда то и комбинат "Приволжская коммуна" (так Навтекс назывался раньше), а зачит и город, и Станко , и воинская часть получали питание по линии 35КВ. А линия эта исходила из очень перегруженной точки: так называемого Предприятия Электрических Сетей (ПЭС). Оттуда же питалось много других важных потребителей, например: 1-я фабрика, 2-я фабрика, Красная Ветка, большой жилой массив. Вспоминается: аварийные отключения у нас были обыденным явлением и происходили с завидным постоянством по нескольку раз в неделю, а иногда и чаще. Это создавало очень нервозную обстановку для технологии, особенно для прядильных машин БД, которые в этом случае полностью обрывались, а также для служб котельных и ВКХ.
        Все время шли разговоры о том, что питание Наволок нужно перевести на другую подстанцию: Кинешма-220: на выезде на Иваново. Воплощение в жизнь такого решения убивало бы сразу 2-х зайцев: разгружался узел Кинешемского ПЭС, и Наволоки получали надежное электропитание на необозримое будущее. Попытки разрубить данный узел проблем предпринимались неоднократно, но все они заканчивались безуспешно.
        Те времена в Российской истории называют застоем: генсеком КПСС был ЛИ Брежнев. Но о застое в производстве на нашем предприятии говорить не приходится. Навтекс до сих пор работает именно на том оборудовании, которое устанавливалось в те годы. Вот и в электроцехе в те времена работы кипели во всю. Я пришел на комбинат в это подразделение в 1981 году. О тех годах я и буду рассказывать.
        Руководил электроотделом в то время замечательный человек Виктор Сергеевич Домогатский. Пройдя путь от электромонтера до начальника, он всегда был в курсе всех дел, и как специалист, и как руководитель . Заместителем у него был Запотроев Николай Федорович - человек, который знал про электричество практически все. С любой схемой, механизмом, устройством мог разобраться запросто, Службу подстанций тогда возглавлял отличный специалист, Инженер с большой буквы Костюк Александр Дмитриевич. В дальнейшем, став заместителем главного механика по энергетике, именно он внес самый большой вклад в дело перевода Наволок на питание 110КВ.
        К моменту моего прихода новая подстанция уже частично функционировала и для большей надежности монтировался третий трансформатор 35/6КВ. Будучи принятым вначале на должность электромонтера, щит управления и релейной защиты для него собирал и монтировал ваш покорный слуга.
        Пролетело несколько лет, новая подстанция была смонтирована практически полностью, но питалась все так же по старой линии 35КВ и проблемы с питанием тоже были старыми. Уже и новый трансформатор 110/6КВ был установлен , а вопрос с линией так и оставался в подвешенном состоянии. И вот, наконец, за нее решили взяться всерьез.
Чтобы не создалось впечатление, что именно мое участие сдвинуло проект с мертвой точки, скажу, что задействованы были многие, и именно общими усилиями этот, воистину грандиозный для Наволок план был реализован. Но, обо всем по порядку.
        Почему я знаю о создании ЛЭП-110 все подробности? А все потому, что Александра Дмитриевича Костюка, как заместителя главного механика, регулярно направляли на главный фронт нашей страны - битву за урожай, и мне доверяли на несколько месяцев его должность. Но заниматься приходилось, в основном, вопросами ЛЭП-110.
        Отправной точкой всех работ была бледная ксерокопия двух машинописных листочков. Но это были очень важные листочки и дальше вы поймете почему. Это была копия решения областного исполнительного комитета о включении в список объектов, запланированных к постройке на следующую пятилетку, ЛЭП-110 до города Наволоки. В те, уже далекие времена, все серьезные решения принимала партия, а исполкомы их только фиксировали. Эти решения становились законом жизни, и всерьез воспротивиться их реализации уже не мог никто.
        Постройка линии предполагала наличие проекта, предшествовать разработке которого должна была процедура согласования землеотвода, а проще сказать трассы прохождения ЛЭП. Протяженность ЛЭП составляла около 10 км, и проходить она должна была по землям большого количества собственников. Начиная с садового кооператива и заканчивая строящейся железной дорогой на мост через Волгу, а также по лесным массивам, совхозным полям, заселенным территориям.
        Еще одной сложностью являлось то, что ЛЭП захватывала земли не только Кинешемского района, но и города Кинешмы, а это две разноведомственные территории, поэтому предстоящий объем согласований с заинтересованными лицами резко возрастал.
        Механизм землеотвода кратко можно описать так: каждый из условных собственников (в Советском Союзе вся земля принадлежала государству), должен был выставить обоснованные условия прохождения ЛЭП по его землям, а, затем Рай. или Гор. исполком должен принять утверждающее решение о землеотводе. С районными организациями удалось оговорить все условия довольно быстро. И, даже, тот, кем нас пугали: районный землеустроитель Мальцев в конце концов завизировал условия на землеотвод. А вот архитектор Кинешмы отказался при его посещении со мной общаться, и даже при мне по телефону выговаривал Мальцеву: почему он нам землеотвод так быстро согласовал.
        О всех своих хождениях по кабинетам я рассказывал Александру Дмитриевичу, и, когда наше дело зашло в тупик, он сказал, что придется действовать по закону. Все "землевладельцы" будут вызваны на специальное заседание в райисполком, где вопрос о землеотводе они должны будут решить окончательно и бесповоротно. Так позднее и случилось, но об этом дальше. А пока, что предстояло решить множество задач сложных и не очень.
        Все, что строилось в районе дороги к мосту через Волгу, в том числе и наша ЛЭП, должно было быть согласовано с проектным институтом в Москве, куда меня и направили. На удивление вопрос о том, как должна ЛЭП уживаться с проектирующейся трассой к мосту решился буквально в течение часа и я в тот же день отправился домой. Некоторый казус произошел позднее. Командировки в Москву оплачивались только с разрешения нашей вышестоящей организации: объединения "Ивпромтехноткань". Поездки в столицу с периферии раньше верхами не приветствовались. Мне 3 раза возвращали объяснительную из Иванова, в которой я описывал, почему нам потребовалось в Москве получать разрешение на пересечение магистрали Союзного значения.
        Одновременно с землеотводом шли согласования технических условий на разработку проекта ЛЭП ивановским институтом ГПИ-6. Мне приходилось ездить туда по нескольку раз в неделю. Список требуемых справок, разрешений, уточнений занимал около 10 страниц. Например, от Кинешемской метеолаборатории: какие у нас дуют ветра? Где у нас официально находится свалка, для вычисления затрат на вывоз строительного мусора? Как будут доставляться на место стройки опоры ЛЭП (длина около 20 метров)? Где будут жить строители ЛЭП? И этот список, только малая часть.
        Но, вот основная масса условий проектирования согласована. Настал момент платить деньги за разработку проекта. И тут опять проблема. Банк (блюститель госказны) отказывается переводить деньги, утверждая, что ГПИ-6 не имеет права разрабатывать проекты ЛЭП. Даже справка о выполненных и внедренных проектах не возымела никакого действия. И вновь, при непосредственном участии Александра Костюка вопрос решился после подключения административного ресурса.
        А что же землеотвод? Когда на специальном заседании в Райисполкоме (помните о копии решении облисполкома: в старые времена такие бумажки творили чудеса) собрались все заинтересованные и не очень стороны; решение было принято неожиданное, но очень удобное для нас. Трасса ЛЭП пойдет прямиком от подстанции Кинешма-220 до Наволок через лес. Так как на этом участке не встречалось ценных пород древесины, решение о просеке могло быть принято на местном уровне. И, второй плюс: мы почти не затрагивали территорию города Кинешмы, что исключило множество дополнительных согласований. И только, как выяснилось позже, одна опора попадала на участок садового кооператива. И, конечно же, владелец того самого участка попил нашей кровушки. Но, с другой стороны, ему, можно сказать, повезло: для него был построен новый садовый домик. Так же нужно упомянуть, что в Наволоках попадали под снос 3 частных дома, и некоторых владельцев пришлось обеспечивать жильем. Но, и этот вопрос решился при активном участии В.В. Иванова.
        Ну земля-землей, проект-проектом, но кому то эту самую ЛЭП нужно было строить, а кому то за все это платить. С деньгами вопрос, вроде бы ясный: при наличии согласованной суммы на строительство, вышестоящее объединение должно будет эту сумму изыскивать, но нужно еще найти подрядчика.
        На согласование условий постройки ЛЭП в столицу был послан тогдашний мастер электроцеха Гвоздев Анатолий Олегович. Сколько он посетил кабинетов разных уровней - это отдельный рассказ, но в один из, конечно же, прекрасных для нас, дней от него пришло сообщение, что трест "ЦентрСтройЭлектропередача" согласился включить в план постройку ЛЭП для комбината "Приволжская Коммуна". Но, как это часто бывает, после сообщения этой радостной новости в объединение, выяснилось, что тот самый протокол согласований должен попасть в наше объединение до конца недели, иначе у нас нет практически никаких шансов получить финансирование в наступающей пятилетке.
        В тот день меня вызвал Александр Дмитриевич и сказал: "Николай, завтра утром тебя на Ярославском вокзале будет ждать Анатолий Гвоздев. Вы должны забрать протокол и послезавтра он должен оказаться в Наволоках, а затем и в Иванове. Анатолий должен остаться в Москве, значит документ должен привезти ты." Но было лето и три часа по полудни, и у меня были очень большие сомнения относительно наличия билетов. Маршрутки тогда до Москвы не ходили. Так оно и случилось, но на повторный вопрос: "Что, совсем нет?" мне ответили: "Не поедете же вы в СВ". А почему бы и нет, раз надо. Когда по возвращении меня бухгалтер послала подписывать главным инженером командировочный отчет, то выслушав описание ситуации Б.К. Петров (в дальнейшем директор Томны), визируя отчет, недовольно ворчал: "Ничего себе! В спальных вагонах разъезжают, как министры". Но ситуация то была исключительная.
        Прошел почти год, и мы получили готовый проект. А в кабинете у Костюка появилась схема проведения монтажно-строительных работ по сооружению ЛЭП-110. Конечно же все заботы по размещению техники и персонала легли на плечи Александра Дмитриевича. Много времени и сил отняла и подготовка просеки. Но и эти преграды были преодолены.
        Мехколонна выдвигалась в Наволоки неохотно. Для них 10 КМ это мелочь и сплошная морока. И все же линия была смонтирована. Но, как выяснилось позднее, у нас не оказалось щитов управления и учета для нашей ЛЭП. Советский Союз тогда уже трещал по швам, предприятия переходили на предоплату и прямые поставки. Очередная задача: обеспечить нашу ЛЭП вышеобозначенными щитами вновь стала серьезной преградой. Нужно было ехать в два места: в Чебоксары за щитами управления, а в Ташкент за щитами учета.
        Хотя с Ташкентом договоренность о поставке существовала, но на телефонные запросы были туманные ответы о выполнении поставки согласно договору. Я согласился поехать в Чебоксары: у меня же там родственники.
Нервов помотать, скажу я вам, пришлось немало. В отделе сбыта мне показали толстенную пачку заявок, и это все помимо гос. плана, который, как будь то бы еще действовал. И началось хождение по кабинетам начальников: сбыта, снабжения, производственных цехов, главного инженера с попытками убедить в том, что при готовой ЛЭП их щиты нам просто жизненно необходимы. И вот во время очередного посещения кабинета начальника отдела сбыта (ему, как раз собирали большой новый стол, и у него было хорошее настроение), условия поставки удалось согласовать.
        А в Ташкент мне лететь все же пришлось. И я, в очередной раз, убедился, что не было тогда никакой межнациональной ненависти, общаясь с разными людьми во время нескольких дней проведенных в Ташкенте. А со щитами там просто получилась неувязка. Они должны были быть транспортированы на грузовой платформе. А платформа в сторону Москвы из за отсутствия попутных грузов не формировалась уже несколько месяцев. Пришлось налету с бригадиром грузчиков пересогласовать поставку на контейнерную за 10 рублей. И вышеозначенная сумма, как по волшебству при помощи кран-балки перенесла наш контейнер к тем, которые уже были готовы к отправке.
        Когда я через пару недель, заходя на склад, спросил: не было ли груза из Ташкента, кладовщица недовольно сообщила, что ящики валяются уже третий день, и никто не знает для кого они. Моя новость очень обрадовала Александра Дмитриевича.
        Была еще куча мытарств с подготовкой всего этого хозяйства к пуску. О всех предпусковых испытаниях приходилось договариваться в Иванове. Там обычно шли нам навстречу и вопросы решались.
        Мелочи часто затягивают реализацию главного, а в вопросе пуска ЛЭП их было очень много. Получилось так, что "кнопку пуска" системы ЛЭП-110 и новой подстанции 110/6КВ нажал Карпов Сергей Евгеньевич: зам главного механика по энергетике, который сменил на этом посту Костюка АД.
        ЛЭП и подстанция заработали, а через некоторое время меня пригласили расписаться в приказе поощрений за пуск нового объекта, Не буду говорить о той скромной сумме, которая полагалась мне, как и о суммах тех, кто к этому делу был совершенно непричастен или принимал в нем участие очень косвенное. Но главное то не в этом, а в том что с пуском новой ЛЭП и подстанции проблемы электроснабжения исчезли, как будь то их никогда и не было. Город и комбинат получили возможность нормально жить и развиваться.
        Рассказ был бы неполным, если бы я забыл о тех, чьими руками была смонтирована, возведена, установлена, подключена и запущена в работу вся эта масса энергетического оборудования. Основная масса всех работ была выполнена электромонтерами службы подстанций во главе с их незаменимым бригадиром, мастером во всех отношениях Шестиковым Григорием Ивановичем. Назову и тех, кто принимал в работах по монтажу ЛЭП и подстанции самое активное участие: Лебедев Евгений, Малышев Виктор, Марусин Виктор, Чистяков Сергей, Кудряшов Владимир, Побединский Герман, сварной Потемкин Анатолий Петрович. Если кого забыл - простите.
        Посмотрите вокруг себя: течет вода из крана, светит лампочка, показывает телевизор, звонит телефон, работает компьютер, морозит холодильник, стирает машина, гладит утюг, греется пирожок в микроволновке и еще много-много всего, о чем мы даже и не задумываемся. А ведь все это нам дает ЭЛЕКТРИЧЕСТВО!

Коротков Николай - бывший работник электроцеха комбината "Приволжская коммуна"