Заметки непостороннего.                К списку статей

 

            Так, с полицией, похоже, разобрались.  Что там у нас осталось, а..., это..., как его... образование. Итак, у нашего  руководства появилось желание, уже в который раз, модернизировать нашу школу. Будучи лицом непосторонним в этом вопросе хочется по нему высказаться.

            Для начала поясню, какое я имею на это право. Я бывший учитель - нет я не на пенсии. Учебный стаж - семь лет. Предмет - информатика. На пике карьеры преподавал 14 курсов 5м  - 11м классам. Экстернат и группы детского сада можно не считать. С моими наработками по применению компьютерных технологий можно ознакомиться на моем сайте: draginf.ru

            Немного истории. Разрушенная, почти до основания, советская система образования на поверку оказалась не такой уж и плохой. Об этом вещают ее продукты (специалисты) успешно функционирующие во многих сферах, многих уровней, многих стран. А попытка ее частичной коммерциализации пагубно отразилась на обеих частях. И что же дальше? А может просто перестать врать? Скажем по-научному: перестать оценивать состояние образовательной системы по формальным показателям. Как только эти показатели появляются, их начинают делать, а раз они нужны то их будут продолжать делать дальше.

           

О каких  же показателях идет речь?

 

 - Количество учащихся в классе, группе, школе, вузе - чем больше, тем лучше. На крупном предприятии тоже себестоимость производства ниже, а качество?

 - Средняя успеваемость. Если средняя температура по школе 36 и 5, значит все в порядке? А если она только у половины 42, а у другой всего 31?

 - Все преподаватели аттестованы на приличную категорию. Но, на самом деле, только у откровенных лентяев к 45 годам нет этой категории.

 - Количество высоких мест на олимпиадах и конкурсах. Но, во-первых, это обычно одни и те же 10-15 человек от школы. А как же остальные? И, во-вторых, кому и за что даются высокие места на таких мероприятиях -  это еще нужно посмотреть.

 - Обилие мероприятий воспитательно-показательного характера. Так, все-таки,  школа это образовательное учреждение или она предназначена для организации досуга и развития творческих наклонностей?

 - В школе желательно:

            - обеспечение полного питания;

            - обилие спортивных, танцевальных, тренажерных залов;

            - наличие кабинетов оздоровительного и медицинского назначения;


А, если школа по финансовым или другим причинам не имеет всего этого, выходит, что у нее нет шансов подготовить полноценных высокообразованных граждан общества.

 

            Как мы видим, критерии оценки качества образования довольно зыбки. И, если в бумажном или новомодном, красивом электронном отчете все выглядит очень складно, в реальной жизни все может оказаться отнюдь не таким радужным. Особенно прискорбно то, что дети тоже, воспринимают эти красивые цифры, как должное и берут формализм на вооружение в отношениях реальной жизни. 

            Так что же нам может помочь в преодолении проблем в образовании? Так как я сейчас вне ее сферы, то и высказываться мне легче, я не обременен ответственностью за свои идеи и мои примеры из жизни носят общий характер и не касаются какого то конкретного учебного заведения. Я бы хотел затронуть не глобальные вопросы финансирования и поддержки школы, а "мелкие" внутренние, о которых обычно открыто говорить не принято, такими они кажутся несерьезными. У некоторых школ есть и материальная база и надежные кадры, а мелкие "занозы" не дают школе развернуться в полную силу.  

           

            Когда то товарищ Сталин потребовал от наших конструкторов сделать самолет быстрый и маневренный, как истребитель, вооруженный и защищенный, как штурмовик, и имеющий бомбозапас, как у бомбардировщика. На это ему ответили, что утка тоже умеет ходить, летать, плавать и нырять, но делает все это плохо.

            Я не хочу сказать, что в нашей школе все плохо. Но, когда главная задача размыта, уже никто не может сказать в точности: "А был ли мальчик?"

            Так какая же у школы главная задача. Я уже писал об этом (многие меня поддержали), но могу повторить это сколько угодно раз.

            Звенит звонок, и в класс к все знающему и все умеющему учителю приходят дети здоровые психически и физически, и урок пролетает, как одно мгновение в полной гармонии передачи знаний и навыков от одного другим.  

            Все остальное, что происходит в школе, должно способствовать именно этому.

            А бывает и так: активные участники неучебных мероприятий получают в качестве поощрения отличные оценки. В результате у них создается впечатление, что и в жизни зарплату могут платить (а иногда так оно и есть) совсем не за то, что указано в должностной инструкции и трудовом соглашении.

            Как же можно без серьезных затрат и усилий решить или сгладить школьные проблемы? Позволю себе несколько "глупых"  советов.

            Нужно изменить систему школьных оценок, например, на 10-бальную и все баллы учитывать, как зачетные. Написал в тетради дату и тему - получи один балл. А если в определениях ключевые слова выделены, имеются самодельные схемки, ссылки, комментарии, значит 10. По итогам за год мы будем иметь очень большой разброс баллов успеваемости, и, по моему, это неплохо, ведь это будет отражать ее реальную картину.

            А что сейчас? Большинство учителей вам скажут, что тройки это в основном, для откровенных лентяев или тех, кого нет возможности выгнать из школы. И, значит, система у нас осталась двухбалльная. 4 - тем, кто хоть что то делает и 5 - всем остальным. И кому нужны такие оценки?

            Идем дальше. Как же оценить качество преподавания, дисциплину посещения, дисциплину на уроках? На помощь должен придти компьютер.

            Ноутбук нужно выдавать каждому учителю индивидуально. Если это будет офисный вариант (а именно такие нужны), и закупаемая партия крупной, то это не будет слишком накладно. Расскажу, как это позволит преодолеть множество проблем формального отношения к обучению школьников. 

            Во-первых, все учебные планы и учебные материалы,  расписания уроков и мероприятий, творчество учителей и их учеников будет сосредоточенно в одном месте. Документы должны иметь единообразный  вид, и значит легко могут быть проанализированы. И, потом, этот опыт никуда не должен пропасть, а стать общественным достоянием, ведь учителю зарплату платят и за учебные наработки тоже.

            Во-вторых, учитель может работать (творчески) дома. У многих, конечно же,  уже есть компьютеры, но это семейное достояние, и учителю, зачастую, оно недоступно. А тут, пришел в школу и: бах свою наработочку на большой экран.

            В-третьих, интернет уже прочно вошел в нашу жизнь, и нужно начинать его активно и эффективно использовать. Например, начинается (или заканчивается) урок, учитель нажимает кнопочку, вот он и зарегистрировался, у завуча, в бухгалтерии, в департаменте, да где угодно.

            А если компьютер учителя оборудован считывателем, то может быть зарегистрирована и ученическая посещаемость, а информация об этом предоставлена всем заинтересованным лицам. Вот тут и выявятся и замены, и отмены, и репетиции, и подготовки к соревнованиям, и  отпрашивания и тд; все будет происходить  само-собой.

            А если компьютер оборудован WEB-камерой, то урок можно транслировать на компьютер завуча, директора, просто в учительскую. В дальнейшем, при наличии нормальных каналов связи, это можно делать для всеобщего обозрения. Вы спросите: зачем? А все очень просто. Если вы будете знать. что за вами наблюдают: родители, директор, министр образования, а может и президент, у вас не появится желания расслабиться, спустить урок на тормозах, отклонится от темы или инструкций. Ведь урок это, по сути, публичное мероприятие, почему мы сделали его закрытым?

            У меня появлялось такое желание немного по другому поводу. Любуясь на откровенные безобразия одного из учеников, я сказал ему, что на следующем уроке установлю в классе камеру и  потом продемонстрирую директору и родителям его фокусы. На что ученик безапелляционно заявил, что без разрешения родителей я не имею права его даже фотографировать. Во избежание  скандала, я воздержался от реализации своей идеи, а зря.

            А что может сделать учитель с распоясавшимся бездельником?  Мы так увлеклись защитой детских прав, что в нашем арсенале остались, в основном, только пряничные меры, а воспитание изначально предполагает наличие и второго атрибута - кнута. И что мы имеем: замечание в дневник, а еще жалобу на ученика классному руководителю, завучу или родителям, но, увы, это очень часто трактуется, как учительская некомпетентность и беспомощность и, поэтому,  применяется ограниченно и неэффективно.

            С другой стороны, часто, лично у меня, такие дети вызывают жалость и  отсутствие желания усиленного воздействия на них. Как правило, они и так "обижены жизнью": неполная или малообеспеченная семья, сложные жилищные условия, тяжелые взаимоотношения с родителями или сверстниками.

            Жалость вызывают и те дети, которые из кожи лезут вон, чтобы доказать свою исключительность в отсутствии дорогих мобильников, и других электронных безделушек, а девушки в отсутствие дорогих нарядов. Доказывают это они, конечно же, не успешной учебой, а хулиганскими выходками, нецензурщиной, неуважительно-презрительным отношением к учебе, взрослым и официальным школьным авторитетам. Но все это очень мешает образовательному процессу. И этот самый процесс не может зависеть от психической неуравновешенности отдельных учеников. Не раз замечал, как в результате попыток индивидуального подхода к отдельной “личности”  для остальной массы нормальных учеников урок оказывался катастрофически проваленным.

            Вещание урока в эфир заставит нас решать эти проблемы, а не уходить от  них.

            А еще, я бы разрешил, официально, удаление ученика с урока под присмотр психолога или воспитателя с изучением темы по учебнику с обязательной фиксацией замечания о проступке и с уведомлением родителей.

            Неплохо бы в дневнике отвести  некоторое определенное место, не обязательно для записей о провинностях. Мне, например, часто хотелось поощрить ученика  не только оценкой.

            Еще несколько плюсов урочных трансляций. При желании можно делать запись уроков, анализировать их, и перенимать опыт при его наличии. Соприсутствовать можно на любом уроке, на любую тему, а не только на открыто-показательных. И здесь уже приходят в голову интересные мысли. Качество проведения  уроков легко можно будет контролировать, и тогда уже и платить за уроки учителей с одинаковыми разрядами одинаковые деньги независимо от того находится школа внутри кольца МКАД или вне его.

            И еще интересные выводы можно будет сделать по урочным публикациям.  Учителям то платят за проведенные уроки. Все остальные мероприятия - это, как бы, плоды учительского энтузиазма. Но, иногда, завышенная оценка преподавательских способностей - это компенсация за активную общественную работу, а это уже нарушение закона.

           

            Идем дальше. Я считаю школьную программу чрезмерно перегруженной. Идеальный ученик после окончания школы почти что аспирант НИИ, только непонятно какого: математического, физического, химического или гуманитарного. Вспомните, потребовалось ли вам в реальной жизни применять тригонометрические преобразования, или использовать формулы законов Ньютона, или вам пригодилось знание химических валентностей. С другой стороны, многие ученики после окончания школы не могут написать заявление, поджарить яичницу, забить гвоздь, определить стороны света, переночевать в лесу, правильно перейти улицу, пересказать фильм, не знают куда и как обратиться за помощью или оказать эту помощь самому. То есть не умеют всего того, что обычно в жизни и приходится делать.

            И еще, давайте же скажем себе честно, что 11  и даже 9 лет учебы для некоторых детей - излишество. Некий контингент просто для численности тянут в 10-11 классы. Предчувствую истерические вопли,  что это детская дискриминация.  Никакой дискриминации. Если человек, умея читать,  считать и писать захочет в этой жизни чего то добиться, он сделает это сам. А государство должно позаботиться о наличии бесплатных библиотек с Интернетом, а значит с возможностью доступа к любым знаниям. 

            Вспомните, как тянулись к знаниям наши родители. Образование почти однозначно определяло достойную жизнь. А что же сейчас? Найти работу инженеру-технарю почти невозможно, массовое производство в России исчезло. Ко всему прочему эти 4-6 лет учебы в ВУЗе не входят в пенсионный стаж.  Многие уверены, что, студенты только и делают, что развлекаются дискотеками, киношками, КВНами, походами и  так далее. Однако, человеку без образования не доверяют серьезной работы. И это означает, что за тягу к знаниям и ответственности государство человека наказывает.

            Глубина познания истины - безгранична, но каждый школьник твердо должен знать ее основы. Основы правописания и связной речи, основы математических вычислений и физических явлений, основы морали и нравственности, законодательства и восприятия общественной жизни, домоводства и трудовых навыков, применения компьютерных и других современных технологий. За 9 лет учебы учащийся получает весь этот багаж теоретических знаний и, приобретя практические навыки готов стать квалифицированным работником. 10й и 11й год учебы должны предполагать подготовку к учебе в вузе.

            Школа должна давать основы и проверять их знание во время экзаменационных испытаний. Все государственные школы должны учить по одинаковым программам и учебникам абсолютно бесплатно, по которым можно подготовиться к государственным испытаниям. Абсолютно все денежные взносы родителей нужно запретить категорически. А вот дополнительные дисциплины, курсы, материалы можно давать  и за деньги, но  только, обязательно, совсем в других зданиях. Попытаюсь обосновать необходимость и актуальность вышесказанного.

            Сейчас хотят навязать школе выборность изучаемых предметов, гибкий подход к глубине их преподавания.  У меня просто не  находится слов для названия этому безобразию.  Как говорил один из моих старых преподавателей: «Перед внедрением НОТ (Научной организации труда), нужно разобраться с ЭОТ (элементарной организацией труда). Мы, что, имеем поголовные грандиозные успехи в изучении основ классических предметов? И уж теперь, базируясь на этих основах, будем выпускать из школ готовых академиков?   Неужели не понятно, что при свободном подходе, о каком то стандарте, а значит, качестве образования говорить не придется. И как же в этом случае сдавать Единые экзамены? (А, ну да - платное репетиторство.) И о каком Аттестате о полученном образовании можно говорить, если часть фундаментальных знаний будет даваться в облегченном виде или вообще отсутствовать.

            А вот об аттестате, в котором будет указываться количество лет учебы и освоенные за эти годы предметы по стандартной гарантированной  государством  программе говорить стоит. Здесь уместен и экстернат и досрочные сдачи экзаменов за изученный курс или предмет, но на общих основаниях. Кончил 7 классов – аттестат за семь. Отучился 11 – аттестат за 11. Сертификат на ЕГЭ – отдельный документ. Хочешь идти учиться дальше – сдавай, не хочешь не сдавай,  если собираешься работать грузчиком или охранником.

                        А к чему приводит свобода в преподавании некоторых предметов я знаю на примере информатики. Например, учебника, по которому можно подготовиться к ЕГЭ по информатике, нет. Это что же получается, экзамен единый и государственный, а ученик для подготовки должен идти не знаю куда, и искать то, не знаю что.

                        Не могу не коснуться, также, проведения олимпиад, по информатике, конечно. Давайте разберемся! Мероприятие как называется? Олимпиада для учащихся по информатике. Значит, в заданиях данного мероприятия должна быть школьная информатика. Мне возражают, что так мы понизим ее уровень. А кто нам запретил проводить олимпиады по программированию для творческой молодежи, какими являются наши теперешние. А то, что же получается: приходит бегун на стадион, а мы ему говорим, что это просто называется бегом, а на самом деле ему придется прыгать с шестом. Фактически, сейчас для олимпиад учеников приходится готовить специально, тогда не надо называть олимпиаду школьной, так как к школьной информатике это уже отношения не имеет.

            Но с информатикой в школе еще много неразберихи. Много  учебников и очень разных, а методических разработок и учебных курсов и того больше. Поэтому учителям информатики (включая и меня) приходится регулярно подстраиваться, а то и вообще перестраиваться в угоду новым требованиям.

            На мой взгляд, основы информатики, логики, комбинаторики и другие околокомпьютерные темы нужно передать классическим дисциплинам. А компьютерный курс, изучаемый в школе, назвать "Применение компьютерных технологий". Мы же учим детей обращаться с карандашом, линейкой, компасом, часами. Вот так же и компьютерные технологии нужно научиться применять с максимальной пользой. Уверен, что в таком виде данная дисциплина будет интересна и полезна. А совершенно поверхностные знания о внутреннем устройстве компьютера школьники и так получают из популярной литературы. А, например, программирование можно  изучать факультативно, для тех, кому это нужно. 

  

            И, здесь, опять приходится возвращаться к вопросу о мухах и котлетах. Сейчас школа занимается с детьми всем, чем угодно.  За все эти дела перед всеми ответственна и, как будь-то бы, во всем и виновата. Но необъятное объять сложно. Так чему же наибольшее внимание должна уделять школа? Обучению - образовательной деятельности или проведению различных мероприятий  творческо-воспитательной направленности. Но еще остается питание, здоровьесбережение, физкультура и спорт, трудовое воспитание, развитие творческих наклонностей, профориентация и еще много, много разных вещей. И, ведь, все это нужно!

            Опять же, на мой взгляд, каждым делом должны заниматься специалисты. Учителя - учить, воспитатели - воспитывать, медики - лечить, тренеры - тренировать, повара - готовить пищу и так далее. Если у школы есть возможность охватить все эти сферы это очень хорошо. Но одну обязательную и полноценную  составляющую должна обеспечить каждая школа. Получение качественных знаний и навыков учениками,  для того чтобы они стали полноценными членами цивилизованного общества.

 

P.S.  Кому то мой взгляд на проблемы образования покажется слишком упрощенным и прямолинейным, но это мой взгляд,  непостороннего и неравнодушного.  А мир, как известно, губят равнодушные…

 

Учитель информатики: Коротков Николай.

Email: draginf@mail.ru