К списку статей

ИКТ для школы, или школа для ИКТ

     Представляете, совсем недавно я узнал, что ИКТ расшифровывается, как информационные и коммуникационные технологии. Как порою получается: читаешь статью, встречаешь в ее тексте аббревиатуру - и начинаешь, вспоминать, что же она обозначает, и вспомнить не можешь. А автор чешет, извините за выражение и вдоль и поперек, и везде норовит это словечко вставить. Так иногда всю статью прочитаешь, и не поймешь, о чем же все таки шла речь.
     Во так и здесь, некоторое время назад, видя эту аббревиатуру, я предполагал, что это должно звучать, как информационные и компьютерные технологии. Мое недоумение по этому поводу, означало только одно: раз данный термин присутствует в обозначении школьного предмета, то это должно быть его базисной составляющей.
     Будучи знаком с коммуникационными технологиями не понаслышке, смею вас уверить: в этих самых технологиях очень много интересного, в том числе тем для изучения, которые могут быть рассмотрены в школе. Но нужно ли?
   
 Если эту коммуникацию (связь), изучать подробно, это будет скучно, если кратко: как на 10-15 страницах учебника, то она так и останется неопознанным объектом. Вы скажете: ну что там в этой связи изучать? Ну, ладно, давайте вспомним. Что у нас там со связью? Сотовый телефон. А еще, УКВ радиостанции, а еще телевидение. Какое? Обычное, но есть еще и кабельное. А радиоприемники и на других радиоканалах, кроме УКВ, устроенных по особенному, еще работают. А есть еще радиолюбительская связь со своими очень многочисленными и интересными моментами. А обычные телефоны тоже пока есть. А на них еще "простые" модемы работают с их обилием протоколов. А на эти обычные телефонные линии согласно плана последней мили уже столько всего нагрузили. А в спальных районах FastEthernet, да уж и оптикой никого не удивишь. Заглянем в наш простой офис. Про Arcnet и TokenRing уж никто и не помнит. Повсюду царят Gigabit, Fiber, и беспроводки разных мастей. А если у кого есть комп, то вам без запинок расскажут о USB, IrDA, Bluetooth, FireWire. Но, извините меня, это тоже коммуникационные технологии. О спутниковых коммуникациях я уж и вспоминать не стану. Тут вам и десятки каналов и спутниковый Интернет и "рыбалка": где вы еще достанете дорогие книги и посмотрите фильмы, которые в московских кинотеатрах только начали показывать. Ну что у нас там еще осталось? А, Internet: Паутина, Блогосфера, почта, форумы, новости, Chat.
     Если на каждое упоминание из всего этого списка отвести по уроку, учебный год в профильном классе будет заполнен. Но почти о каждом упомянутом термине написаны толстые книги, а школьная программа не резиновая, приходится отделываться упоминанием вскользь, но кому и зачем это нужно?
     Ну, бог с ним, с названием. Ведь можно же сослаться, на то, что коммуникации вносят в процесс образования новый, очень важный и очень интересный компонент. Использование сетевых технологий, как локальных так и глобальных может координально изменить, а может и улучшить процесс обучения и его эффективность, не ухудшило бы только.
     Вот ИКТ пришли в школу. Нужно начинать их как то использовать. Все говорят, что это здорово и очень помогает и учителю и ученикам. А чем и как?
      На большом экране учитель показывает наглядный материал. А что, раньше карт, плакатов и наглядных пособий не было?
     Ученики
учатся быстро печатать текст. А что, все пойдут в машинистки или производство письменных принадлежностей сокращается?
     Они
учатся программировать, то есть заставлять выполнять компьютер работу по своему усмотрению. И что там по школьной программе мы запрограммировали? Имеет ли решение квадратное уравнение при данных коэффициентах?
     Они составляют
компьютерные презентации по разным темам. Видел я такие презентации на тему "История Руси", в одной из них Иван Грозный выкатывался на экран кувырком из ниоткуда, прямо в свои палаты. Ну и, что такого, ведь применение анимации поощряется.
    Они изучают
графические редакторы, постигают компьютерную графику. Вы видели эти рисунки? Я видел. В большинстве случаев это можно назвать: "Каля-маля" из детского сада. Уж пусть лучше карандаш и кисточка.
    Дети учатся
использовать Интернет и электронную почту. Вы знаете, что хотят увидеть в Интернете взрослые дети (11 класс). Когда оставалось немного времени после выполнения задания, я отпускал этих птенцов в свободный полет. В лучшем случае гороскоп, погода, новости с Фабрики и из Дома 2. В худшем: "А что, урок уже закончен, можно идти?" В электронных сообщениях при знакомстве с Chat-ом или E-mail, вы не увидите вопросов об абсолютной и относительной адресации в Excel. Увы, нередко переписка сводится к фразам: "Маша, ты дура?" и "Сам такой."

    Кто-то скажет, что вы хотите? Это же дети! И будет прав. Что же делать с этими информационно-коммуникационными технологиями, что бы полноценно использовать их возможности. Я работаю учителем информатики в самой обыкновенной школе, поэтому мой взгляд на этот вопрос, просто мое мнение, а не призыв или наставление.
     Хочется начать с начала. Информационные технологии изобретались, чтобы улучшить жизнь человека, а не наоборот. А как с их помощью можно улучшить жизнь учителя и ученика в школе. Нужно осмысленно разобраться в том, что умеет компьютер, и потом его умения попытаться приспособить для нужд школы.
     Сейчас компьютерные технологии проникли во все сферы жизни общества. Вы не спрячетесь от них ни дома, ни на работе, ни на прогулке. Интернет, телевидение, мобильная связь, компьютеризированная бытовая техника - это только небольшой арсенал, не задевающий профессиональной деятельности. На что же направить обучающий процесс школьника? На этот, казалось бы банальный вопрос, получить ответ не так то и просто.
     Взглянем на новые веяния в компьютерном образовании. Объектное программирование по технологии NET, Flash-технологии, создание интерактивных сайтов, логика, комбинаторика, коммуникации, непрерывная война WINDOWS и LINUX. Куда бедному учителю податься? Чем же нам загружать неокрепшие детские мозги? Нужно ли это обилие и разнообразие школе?
     Вновь и вновь возникает очень много вопросов. С одной стороны: кто не идет вперед, тот идет назад: в природе не бывает неподвижного состояния. А с другой стороны школьный контингент, все таки, очень разный. И если уроки по PhotoShop-у, PowerPoint-у, плаванию в Интернете, основам VB, MAIL и Chat - общениям проходят на ура, то темы, казалось бы, из той же сферы многим оказываются не по плечу или не по уму, как хотите. Не всем легко даются, например, следующие темы. Измерение количества информации, для той же графики, основы логики и ее применение для того же VB, основы коммуникаций, для того же Интернета и чата. О попытках проникнуть в тайны работы аппаратуры компьютера, двоичной арифметики, основ комбинаторики, или о более углубленном изучении объектной технологии я уж и не говорю. Да, соглашусь, в классе найдутся 2 - 5 человек, которым и эти вещи интересны, и, даже может быть понятны. Основная же масса класса на таких темах начинает отвлекаться или открыто зевать, что говорит об отсутствии понимания или интереса к этому вопросу.
     Здесь я опять возвращаюсь к тому, что мы имеем дело со школой, а значит с детьми. На периферии еще многие семьи учащихся живут довольно скромно и компьютеры есть не у всех. Но и большинство тех у кого они есть воспринимают его как игрушку. Только после поступления в ВУЗы на компьютерах начинают появляться Excel-и, Pascal-и, Компас-ы. На компьютере школьника, этом чуде 20-го века крутятся разные смотрелки, игралки, аськи, а еще куча всяких бродилок-стрелялок-ездилок-леталок. Это еще раз доказывает, что, когда мы имеем дело с детьми, процесс их обучения всегда должен включать познавательно-развлекательную составляющую.
     Те кто использует компьютер профессионально хорошо знают, что наши логические схемы - это очень далекие родственники настоящей электроники. Наши электронные таблицы - это игры на фоне реального учета и анализа. Наши чертежи и графические работы - это детский сад САПРа и профессиональной графики. Наши программы - это детские кубики, из которых мы строим игрушечные домики, до настоящих зданий им очень далеко. В наших базах данных информацию легче выбрать вручную, чем применять к ним сортировки или SQL-запросы. Наши WEB-странички и презентации часто не рекламируют или презентуют (представляют) что то, а скорее наоборот. Этот грустный список можно было бы продолжить, но я еще раз говорю: МЫ УЧИМ ДЕТЕЙ!!!
     Это потом, перейдя во взрослую жизнь, они вдруг обнаружат, что очень многие школьные игры - это база (основа) определенных отраслей знаний. Расширив и укрепив это основание можно получить любимое дело на всю жизнь и обеспеченное благосостояние для себя и близких. Но это может произойти только в том случае, если эти "школьные игры" были на самом деле полезными.
     Продолжим. Итак, школа - это конвейер по закладке знаний и навыков в детские головы. Песня права: "Встречай, учи и снова расставайся..." Планируя изучение новой темы, или анализируя результаты полученных знаний, задумываешься: как это сделать так, чтобы основы отложились у них в головах и при необходимости ученики могли ими воспользоваться. Кто то спросит: почему только основы? Надеюсь, никому не надо объяснять, что все школьные дисциплины, кроме азбуки, имеют свое продолжение и школа дает только азы. Недавно попалась книга: Основы Арифметики (конечно не для школы); мне хватило трех абзацев.
     На примере информатики это особенно актуально. Данная отрасль знаний развивается непрерывно, настойчиво проникая в школьное образование. И нужно не мешкая начинать все это эффективно использовать, а как? На мой взгляд: не надо никакой паники. В любом деле, как сказал кто то, есть шумиха, неразбериха, наказание невиновных и награждение непричастных. Первую стадию мы успешно преодолели: уже никому не надо доказывать, что ИКТ это нужная вещь. Сейчас мы бурно проходим вторую, хотя элементы третьей и четвертой уже присутствуют. Доказать? Пожалуйста! Учитель с зарплатой в 4 тысячи рублей демонстрирует учебные материалы на оборудовании стоимостью пол миллиона. Это про четвертый. А работников образования судят за то в чем они не виноваты (воровство программных средств).
     Но вернемся к нашим "баранам". Это я не про учеников. Хоть школа и конвейер, но конвейер не производственный, а творческий. В связи с этим хотелось бы иметь градации учебников, например: этот - обязательный для ЕГЭ, этот для продвинутых, а тот, вообще познавательно-факультативный. У нас ни по одному ЕГЭ не сдашь, а потому все учат по разному. Конечно это происходит из-за разной квалификации учителей, из-за разной квалификации учеников, из-за разницы в периоде обучения, из-за наличия или отсутствия оборудования и учебных материалов и так далее и так далее. Но уж очень творческим этот процесс не может быть: базовые требования учебной программы никто не отменял. А потому при разном подходе арсенал средств обучения с использованием ИКТ можно, хотя и довольно условно разделить на 3 составляющих.

- Учебно-демонстрационные материалы. (Очень большой и разнообразный набор)
- Тренажеры.
- Тестирующие программы.

   Остановимся на этих моментах более подробно. Казалось бы учебных материалов очень много. Про учебники Угриновича и Семакина знают, наверное, практически все. Правда, не в каждой школе они есть. Многие темы там раскрыты очень основательно, хотя освоение некоторых, на мой взгляд, без дополнительной информации сложновато. Заслуживает особого внимания учебное пособие Шауцуковой, где часть тем для изучения и преподавания изложены идеально. Хотя к некоторым у меня претензии есть, но, как говорят, на живого не потрафишь. Об учебнике Гаевского можно сказать: легковесен, но зато написан очень доходчиво. Об учебнике Макаровой: слишком заумный, но плохо ли это? Я мог бы еще привести примеры учебников по информатике региональных изданий и ВУЗов, но они заслуживают меньше внимания, так как подходят к предмету менее комплексно. Обилие учебно-познавательной литературы книжных магазинов для преподавания в школе вообще не предназначены из-за узости или наоборот широты охвата материала, или из-за обилия лирики, как моя статья.
      Если говорить об учебном материале готовом для демонстрации на уроке то его еще надо поискать. Есть множество учебных курсов для индивидуального обучения. Например, фирма TeachPro выпустила обучающие материалы практически для любой сколь нибудь значимой программы, но вышеуказанная особенность (индивидуальный подход) не позволяет их полноценно использовать на уроке, тем более, что наиболее ценные защищены от тиражирования.
     Можно найти отдельные презентации, материалы на сайтах энтузиастов-одиночек и обилие инструкций, как эти материалы нужно создавать. Хотя изредка попадаются сайты, где все это скомплектовано или имеется обилие ссылок. Яркие примеры: metod-kopilka.ru или kpolyakov.narod.ru
     Второй вид учебных материалов - программы тренажеры представлены очень скудно. Здесь я имею в виду программы, развивающие и закрепляющие знания и навыки применения информационно-компьютерных технологий. Обильно представлены только клавиатурные тренажеры. Попадаются еще мышиные, ну и, вообщем то, почти все. Из наиболее интересных могу упомянуть о логическом тренажере К. Полякова. Могу предложить тренажер по файловой структуре вашего покорного слуги. Почему то папки, файлы, их типы, маршруты к ним для многих остаются узким местом, а это основа основ.
     Ну и, наконец, программы тестирования знаний. Автор статьи испытал множество программ для тестирования. В большинстве из них чувствуется, что писались они для нужд авторов. Наверное поэтому, некоторые из них чересчур громоздки или излишне универсальны. Другие наоборот слишком примитивны. Но чаще всего не устраивают вопросы тестирования и способы оценки результатов. И здесь сказывается индивидуальность требований.
     Выходит так, что требуется очень гибкий подход для получения возможности адаптации и настройки всего обилия учебных материалов под себя. Сказать то просто, а вы попробуйте подправить презентацию PowerPoint, WEB-страницу или документ WORD. Иногда их легче сделать заново.
      Хотелось бы напоследок рассказать вам и о моем посильном вкладе в дело внедрения информационных и коммуникационных технологий в школьное обучение. Я не ставил целью данной статьи рекламу своего сайта: у него и в названии стоит - экспериментальный. Но раз мы преподаем основы WEB-дизайна нужно почувствовать, что это такое. На моем сайте можно найти и тренажеры и тесты и программу для создания учебных материалов. А то, кто то скажет: критикует, а сам то чего нибудь сделал? На сайте много материалов для начинающих использовать компьютер. Мне очень хотелось рассказать об этом просто и доходчиво. Потому что не каждому, как мне, почти 20 лет назад повезло погрузиться в этот удивительный мир компьютеров и информационных технологий вырваться из которого, наверное, уже не удастся.
     ИKT прочно входят в школьную жизнь, но учебный процесс непросто перевести на новые рельсы даже при наличии дорогого и сложного оборудования. Извините, но напомню еще раз: при любом оснащении и при любом составе преподавателей главными действующими лицами в школе останутся дети. Ведь это все для них. А вот, что бы не быть позади планеты всей, школьные учителя и стараются, все это новое и непонятное сделать понятным, нужным и приносящим пользу. Школа была, есть, и останется храмом получения знаний и навыков с ИКТ или без них. Главное, чтобы мы об этом не забывали.

  С уважением Николай Коротков.
E-mail: draginf@mail.ru
draginf.ru - про информатику