К списку статей

Методические разработки по темам

Страничка приведенная здесь это краткое изложение тем, которые изучаются в школьном курсе информатики. Ничего особенного в них нет, об этих вещах написано множество книг и учебников. Вот только эти самые учебники есть не у всех. Текст, который вы увилите перейдя по ссылке,   это сжатое и оптимально отредактированное изложение темы, которая дается ученикам под запись. В дальнейшем, взглянув в эти записи, человек сможет восстановить в памяти основные тезисы данной темы. Это, иногда, стоит немалых трудов: выжать суть из приличной по объему словесной темы.
              Наличие учебников предполагает совершенно другой способ подачи материала ( больше воды). Ученик дома закрепляет тему урока, читая учебник. В этом случае мои методики, вероятно, будут менее полезны.

Предлагаются к рассмотрению следующие темы:

Информатика - фундаментальная отрасль знаний
Предмет информатика
Системы счисления
Файлы и папки
Работа с файлами
Информация и ее свойства
Информационные процессы
Информационные модели
Правовая охрана программ и данных
Формализация
Алгоритм и его свойства
Кодирование текста
Кодирование графики
Архивирование информации
Кодирование звука
Данные в памяти
Линейные алгоритмы.
Подготовка к печати
Защита информации

Информатика, как фундаментальная естественная наука. 

В начало

            Рассмотрим и определим место информатики, как науки среди других научных дисциплин. Является ли информатика фундаментальной наукой? Фундаментальные это основополагающие науки. Но, все, что изучают любые науки - это информация. А это значит, что наука, определяющая общие принципы использования этой самой информации несомненно является фундаментальной.
            Так все же, это естественная, гуманитарная или техническая наука? Естественные науки изучают объективные сущности мира. То есть вещи независимые от нашего сознания. Но, как мы знаем, независимо от нашего сознания в природе происходят процессы передачи, обработки и хранения информации.
            Значит наука, изучающая эти процессы, естественная. Информатика имеет много черт технической науки: компьютеры, программируемые контроллеры (PIC-контроллеры), коммуникационное оборудование, каналы связи - это все оборудование - техника.
            С другой стороны, программирование это чисто гуманитарная дисциплина. В результате принято считать информатику КОМПЛЕКСНОЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТРАСЛЬЮ ЗНАНИЙ.
 

Предмет информатика.

В начало


            Информатика изучает общие закономерности свойственные информационным процессам. Информационные процессы это то, что происходит при передаче, хранении и обработке информации во всех сферах природы и техники.
       Где и как используется информатика:
    - создание новых носителей информации, например дискеты, жесткие диски, CD, DVD, Flash-память и т.д.
    - новые каналы связи, например: телефон, радиосвязь, спутниковые каналы, оптические каналы, сотовая связь, спутниковая навигация и т.д.
    - способы кодирования информации: передача по одному и тому же каналу все больших и больших объемов.
    - новые способы визуального отображения: ЭЛТ - кинескопы, LCD - светодиодные матрицы, интерактивные и гибкие экраны и т.д.
        И это очень неполный список, где сейчас информатика является ведущей научной дисциплиной.     

        Фундаментальным понятием информатики является то, что:
КОНКРЕТНАЯ ПРИРОДА ИНФОРМАЦИИ НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ.


            Примеры, доказывающие это:
1. Поиск информации в Internet. Очень важно, - как организована информация, - как можно быстро ее найти, обработать и передать. ( что, конкретно, искать неважно.)
2. Вывод изображения на экран. Важно: - качество изображения, - скорость вывода. ( Что выводить: текст, фотографию или фильм - неважно)
3. Как быстро и безошибочно будут переданы данные. Что передается по каналу связи предмет информатики не рассматривает.

         Разделы информатики.

АСУП - автоматизированные системы управления производством.
АСУТП - автоматизированные системы управления технологическими процессами.
АСНИ - автоматизированные системы научных исследований.
АОС - автоматизированные обучающие системы.
САПР - системы автоматизированного проектирования.

 

Позиционные и непозиционные системы счисления.

В начало


    Система счислений это совокупность правил наименования и изображения чисел с помощью набора символов, называемых цифрами.
           
Системы счисления делятся на позиционные и непозиционные.
Пример непозиционной системы счисления - римская.
К позиционным относится двоичная, десятичная, шестнадцатеричная.
            В позиционной системе счисления значение каждой цифры зависит от места (позиции), которое она занимает в числе. Например, в записи 555, сделанной в десятичной системе счисления, использована одна цифра 5, но в зависимости от занимаемого ею места она имеет разное количественное значение: 5 единиц, 5 десятков, 5 сотен.    
            Число 555 записано в привычной для нас (краткой) свернутой форме. В развернутой форме запись числа 555 в десятичной системе выглядит следующим образом:
            555(10) = 5*10^2 + 5*10^1 + 5*10^0.
Число в позиционных системах записывается в виде суммы степеней основания (в данном случае 10), коэффициентами при этом являются цифры данного числа. Степень определяется разрядом (положением цифры в числе), начиная с 0.
            В двоичной системе основание равно 2, а алфавит состоит из двух цифр 0 и 1. В развернутой форме двоичные числа записываются в виде суммы степеней основания 2 с коэффициентами, в качестве которых выступают цифры 0 или 1.
            Например, развернутая запись двоичного числа 101(2) будет иметь вид:
            1*2^2 + 0*2^1 + 1*2^0 = 5(10)

 

Файлы и папки

В начало


            Информация на дисках хранится в виде файлов. Файл это блок данных определенного размера, находящийся на диске, которому присвоено имя (название). 
   
Файлы делятся на 2 основные группы: программы и данные.
            1. Программа - это набор команд для компьютера, которые он выполняет в процессе обработки         информации.
            2. Файл данных - это любой файл в котором содержится: текст, цифры, картинки и т.д.
Файл-программу можно выполнить (запустить на выполнение). Файлы данных нужны для того чтобы с ними работали программы.
            Имя (название) файла состоит из имени и расширения. Расширение указывает на тип файла. Имя от расширения отделяется точкой. В старой DOS имя могло состоять из 8 символов английского алфавита, а расширение из 3. В Windows имя и расширения - любые символы общей длины не более 255 символов.
        Файлы-программы имеют расширение - com, exe.
        Примеры соответствия расширения типу файлов:
  txt - текстовый,
doc - документ Word,
xls - таблица Excel;
bmp, gif, jpg - графические файлы,
ppt - файлы презентаций PowerPoint,
wav, mp3, wma - звуковые файлы,
avi, mpg - видео изображения.

            По типу файла операционная система определяет, какая программа должна с ним работать. Выбрав файл и нажав Enter или 2 раза левую кнопку мыши, мы загружаем файл в соответствующую программу для обработки.

            Для удобства файлы помещаются в папки (каталоги, директории). Структура папок имеет древовидную форму. Главным является корневой каталог, в нем находятся папки, внутри их могут находиться другие папки. Файлы могут располагаться в любой из папок, включая корневой.
            Любая работа на компьютере - это почти всегда работа с файлами. Файлы можно:

  - создавать;
- удалять;
- просматривать;
- редактировать (изменять);
- копировать;
- перемещать;
- переименовывать;

 Файлы хранятся на дисках. Диски обозначаются латинскими заглавными буквами с двоеточием.
Например: A:, C:, D: На разных компьютерах диски могут называться по разному.
            А: и B: обычно обозначают дискеты.
            C:, D: E: и.тд - может быть жестким диском, CD-диском, сетевым диском.

 

Организация работы с файлами.

В начало



     Использование компьютера почти всегда предполагает работу с файлами. Файлы можно:
                - создавать;
             - удалять;
             - просматривать;
             - редактировать (изменять);
             - копировать;
             - перемещать;
             - переименовывать;

       
 Работа с файлами предполагает знание некоторых правил. Соблюдение их поможет избежать потерь в вашей работе.
    1. Дайте имя файлу в самом начале работы с ним, сразу после создания.
    2. При первом сохранении компьютер попросит ввести имя сохраняемого файла.
    3. Имя файла должно отражать его содержимое.
    4. В DOS программах имя не больше 8 символов латиницы.
    5. Не используйте в имени файла пробелы, точки, ?, * .
    6. При работе с файлом регулярно сохраняйте его на диск.
    7. Если вы изменяете существующий файл, но хотите оставить оригинал без изменений, сохраните файл, дав ему другое имя. Для этого выбирают пункт меню: Сохранить как.

        Реакция на сообщение при сохранении: Такой файл уже существует.
Если вы не знаете, что находится в файле с этим именем откажитесь от сохранения.
Затем, выбрав пункт меню: Сохранить как, дайте текущему файлу другое имя.
        Нужно понять, что после сохранения, на диске останется та информация, с которой вы работали только-что, а информация, которая была ранее в файле с этим именем, исчезнет.
           
        Правила копирования файлов:

    1. В проводнике WINDOWS.
            Выберите файл или папку для копирования, нажав на ней левой кнопкой мыши.
            Нажмите затем правую кнопку и выберите пункт меню Копировать.
            Переместитесь в папку, куда нужно копировать файл.
            На свободном поле папки нажмите правую кнопку и выберите пункт меню Вставить
            Проследите за процессом копирования.
    2. В менеджере файлов.
            Подготовьте программу для копирования.
            В одном окне должен быть выбран диск и папка, куда будет копироваться файл.
            В другом окне указатель должен стоять на имени файла, который будет копироваться.
            Нажатие F5 вызывает команду копирования.
            Убедившись в ее соответствии нажмите Ok.

 

Информация и ее характеристики. Единицы измерения.

В начало



         Информацией можно считать все то, что человек видит, слышит, ощущает. Это значит, что человек получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств. Посредством мышления, он хранит полученную информацию в памяти. Процесс познания окружающего мира приводит к накоплению информации в форме знаний (фактов, научных открытий и т.д.). Информация, получаемая человеком при общении, при обмене, по каналам связи, из окружающего мира имеет определенные свойства.
            1. Информация должна быть полезна, только тогда она приобретает практическую ценность.
            2. Средства массовой информации доводят информацию до каждого члена общества, но она должна быть достоверной и актуальной. Неактуальная информация бесполезна для обычных людей.
            3. Информация должна быть полной и точной.
            4.Ценность это свойство информации, влияющее на поведение ее получателя. В автобусе при объявлении остановки выходят только те, для кого эта информация имеет смысл.
            Условно можно представить, что любая информация передается в виде сообщений.
Сообщение о событии, которое имеет два равновероятных исхода несет в себе информацию равную одному биту.

        Примеры сообщений, несущих информацию в 1 бит : сторона падения подброшенной монеты, отсутствие или наличие напряжения, горящая или отключенная электролампа.
Основной единицей измерения количества информации является байт.
1 байт = 8 бит.


Кратные байту единицы измерения количества информации вводятся следующим образом:

        1 Кбайт = 2^10 байт = 1024 байт;
        1 Мбайт = 2^10 Кбайт = 1024 Кбайт;
        1 Гбайт = 2^10 Мбайт = 1024 Мбайт.


Информационные процессы.

В начало


        Человек воспринимает окружающий мир (получает информацию) с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса).
            Чтобы правильно ориентироваться в мире, он запоминает полученные сведения (хранит     информацию).
            В процессе достижения каких-либо целей человек принимает решения (обрабатывает информацию).
            В процессе общения с другими людьми - передает и принимает информацию.
Человек живет в мире информации.
        Процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации, называются информационными процессами.
            Человеческое мышление можно рассматривать как процесс обработки информации. Человек является носителем очень большого объема информации в виде зрительных образов, знания различных фактов и теорий и т. д. Весь процесс познания является процессом получения и накопления информации. Для обмена информацией между людьми служат языки. Хранение информации осуществляется с помощью книг, а в последнее время все больше посредством электронных носителей.
            Информационные процессы характерны и для техники. Человеком разработаны технические устройства, в частности компьютеры, которые предназначены для хранения и обработки информации.
            Создание глобальной сети Интернет позволило обеспечить для каждого человека возможность получать информацию, накопленную человечеством за всю его историю.


Модели материальные и информационные.

В начало



         Человек познает мир, изучая его. Окружающий мир состоит из объектов, каждый из которых имеет  свойства, которые человек и изучает . Существует много объектов, свойства которых исследовать невозможно. Для изучения такого объекта строят его модель.
        Модель - это новый объект, отражающий существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса.
       
Модель самолета должна быть подобна оригиналу, модель атома - отражать его структуру, макет города отражает ландшафт местности. В разных науках строятся различные типы моделей.
    В физике изучают взаимодействие и движение объектов.
    В химии - их внутреннее строение.
    В биологии - поведение и строение живых организмов и т.д.
Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты описываются одной моделью.
         Например человек: В механике - материальная точка, в химии - набор химических веществ, в биологии - живое существо. А, например, Земной шар и песчинка в механике - материальные точки.
         Все модели можно разбить на два больших класса:
 - Предметные (материальные) -
 - Знаковые (информационные).
         Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме. Примеры: глобус, чучело птицы, бумажный самолет.
        Информационные модели представляют объекты и процессы в форме рисунков, схем, чертежей, таблиц, формул, текстов. Примеры: рисунок цветка, карта, формула, блок-схема алгоритма, уравнение.


Правовая охрана программ и данных.

В начало


            Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных впервые введена в России Законом, который вступил в силу 20 октября 1992 г.
        Для признания авторского права никакой регистрации не требуется. Авторское право возникает автоматически при создании программы или данных. Для оповещения о своих правах разработчик программы может использовать знак охраны авторского права. Он состоит из трех элементов:
    - буквы С в окружности или круглых скобках;
    - имени правообладателя;
    - года первого выпуска.

Автору принадлежит исключительное право на распространение программ или данных любыми способами, а также их модификацию.
             Виды компьютерных данных, подлежащих охране:

    1. Программы и программные разработки (презентации, WEB-сайты)
    2. Информационные базы данных, электронные документы, таблицы.
    3. Техническая документация, электронные книги, информационные ресурсы.
    4. Продукция мультимедиа (Мультимедиа справочники, видео, аудио файлы).

            Виды программ:

  
1.
Платные программы (покупаются за деньги)
    2. Условно бесплатные Shareware (в бесплатном использовании имеют оганиченные возможности или срок действия)
    3. Бесплатные Freeware - оплаты не требуют


Формализация.

В начало



         Естественные языки служат для создания описательных информационных моделей. Например: модель мира, описание поведения живых существ, описание зимнего дуба у Толстого. Кроме естественных существуют формальные языки, например:
    математика, нотная запись, языки программирования, язык жестов.
        Естественные языки - национальны, формальные - интернациональны.
С помощью формальных языков строятся формальные информационные модели (математические, логические и др.).
Перевод описания модели с естественного языка на формальный называется формализацией.
         Самый известный формальный язык - математический.
         Модели, созданные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями. Язык математики это совокупность формальных языков; алгебраического, геометрического, логического.
        Язык алгебры позволяет формализовать функциональные зависимости между величинами.
        Геометрия описывает пространственное устройство модели.
Школьный курс физики, например, рассматривает множество математических моделей различных явлений или процессов.
         Язык алгебры логики (алгебры высказываний) дает возможность строить формальные логические модели. То есть описывать поведение модели в виде логических выражений. Основа логической модели это понятие: ЕСЛИ ТО...
         В процессе изучения мира человек постоянно прибегает к моделированию и формализации.  

 

Алгоритмы. Свойства алгоритма.

В начало



         Алгоритм в общем понимании это четкий порядок действий для выполнения чего-либо. Научное определение алгоритма следующее:
         Алгоритм - это информационная модель, описывающая процесс преобразования объекта из начального состояния в конечное в форме последовательности понятных исполнителю команд.
         Разделение информационного процесса в алгоритме на отдельные команды называется дискретностью.
         Чтобы исполнитель мог выполнить алгоритм, он должен его понять и выполнить каждую команду. Это свойство называется определенностью (или точностью). Алгоритм должен обеспечивать преобразование объекта из начального состояния в конечное за конечное число шагов. Это свойство называется конечностью (результативностью).
         Широкое распространение получили вычислительные алгоритмы, которые описывают преобразование числовых данных. Слово алгоритм происходит от имени математика аль-Хорезми. Алгоритм позволяет формализовать выполнение какого-либо процесса. То есть алгоритм можно выполнять формально, не вникая в его содержание. Необходимо просто строго выполнять последовательность действий, предусмотренную алгоритмом.

 

Кодирование текстовой информации. Кодировки кириллицы.

В начало


            Чтобы компьютер мог обрабатывать, хранить и передавать информацию ее нужно в него поместить. Процесс преобразования информации из естественного вида в данные с которыми может работать компьютер называется кодированием. Для обработки в компьютере кодируются текст, звук, изображение.
Для кодирования одного символа используется информация равная 1 байту, то есть 8 бит. Таким образом байтом можно закодировать 256 символов. Каждому символу ставится в соответствие код (число) от 0 до 255 (от 00000000 до 11111111)(2). Кодируются русские и латинские буквы, цифры, знаки, разные символы и т. д. Человек различает символы по начертанию, а компьютер - по их коду. При вводе текста происходит его преобразование в двоичный код. При выводе на экран или принтер происходит обратное действие. Важно понять, что присвоение символу конкретного кода (числа) - это вопрос соглашения.

Поэтому, создают таблицы соответствия символов определенным кодам, которые называется кодовыми таблицами.

Коды с 0 по 32 коды управления
Коды с 33 по 127 - (интернациональные) символы латинского алфавита.
Коды с 128 по 255 - национальные.

В настоящее время существует пять различных кодовых таблиц для русских букв (КОИ-8, СР1251, СР866, Мас, ISO), Тексты, созданные в одной кодировке, не будут правильно отображаться в другой.

Сейчас появился новый стандарт кодировки символов Unicode. Для хранения символа отводится 2 байта. Количество кодируемых символов более 65000.

Двоичное кодирование графической информации. Растр. Пиксель. Глубина цвета.

В начало


             Графическая информация может быть представлена в аналоговой или дискретной форме.
При аналоговом представлении физическая величина принимает бесконечное множество значений, причем ее значения изменяются непрерывно.
    При дискретном представлении физическая величина принимает конечное множество значений, причем ее величина изменяется скачкообразно.
            Примером аналогового представления графической информации может служить, живописное полотно, цвет которого изменяется непрерывно, а дискретного - изображение, напечатанное с помощью струйного принтера и состоящее из отдельных точек разного цвета.

     Графическая информация из аналоговой формы в дискретную преобразуется путем дискретизации, т. е. разбиения непрерывного графического изображения (аналогового) на отдельные элементы. В процессе дискретизации производится кодирование, т.е. присвоение каждому элементу конкретного значения в форме кода.
     Исходя из вышесказанного, изображение на дисплее разбивается на фиксированное число точек различного цвета (пикселей), которые образуют матрицу (растр) из фиксированного числа строк и столбцов.
     Растровые дисплеи работают в прямоугольной системе координат. Каждый пиксель характеризуется координатами - парой чисел (x, y). Начало растра находится в левом верхнем углу экрана.
     Чем больше максимальные значения X и Y, тем выше ка чество изображения, так как каждая точка будет занимать меньшую область на экране.
    
Характеристика, указывающая количество пикселей по горизонтали и вертикали называется разрешающей способностью или просто разрешением.

     Сохранение в памяти информации о каждом пикселе требует некоторого количества бит, которое зависит от количества цветов в изображении.
   - Информацию о черно-белом пикселе можно сохранить в одном бите (светится точка или нет).
   - 16 градаций цвета или яркости пикселя можно сохранить в 4-х битах.
   - Пиксель с 256-ю цветами можно закодировать одним байтом.
   - А в 4-х байтах (32-бита) можно хранить информацию о более чем 16 млн. цветовых оттенков. В этом случае изображение на экране становится неотличимым от реальных картин природы.
      Характеристика, показывающая, каким количеством бит закодирован каждый пиксель экрана называется глубиной кодирования цвета.

Архивирование (упаковка) данных.

В начало


            Для удобства информацию часто хранят в архивах. Архив представляет собой файл в котором информация помещается не в обычном, а в упакованном виде. Упаковываться информация может по разному, например, если в оригинальном файле встретится несколько одинаковых символов то в файл архива запишется сам символ и их количество. Таким образом оригинальный файл состоящий из 1000 символов "А" в упакованном виде может иметь размер несколько байт .

            Это, конечно, упрощенное объяснение режима упаковки информации. Существуют и другие алгоритмы сжатия информации. Заархивировать (упаковать) в один файл архива можно не только один или несколько файлов, но даже несколько каталогов. Преимущества хранения информации в упакованном виде очевидны:
    - заархивированные данные используют меньше места на диске или дискете;
    - несколько файлов или каталогов находятся в одном файле.
            Для помещения данных в архив и распаковки данных из архива служат программы, которые называются архиваторы (упаковщики). Из наиболее известных можно указать следующие:
    - RAR создает архив с расширением rar;
    - ZIP создает архив с расширением zip;
 

            Определить, что файл упакован, то есть является архивом можно по его расширению (символы после имени). Часто используют самораспаковывающиеся архивы. Это означает что программа распаковки присоединяется к заархивированным данным. При этом файл архива имеет расширение EXE и при запуске данные из него распаковываются. Это удобно, так как не требуется использовать программу для распаковки.


Двоичное кодирование звуковой информации.

В начало


            Примером аналогового хранения звуковой информации является виниловая пластинка (звуковая дорожка изменяет свою форму непрерывно), а дискретного - аудиокомпакт-диск (звуковая дорожка которого содержит участки с различной отражаю способностью).
            Звуковая информация из аналоговой формы в дискретную преобразуется путем дискретизации, т. е. разбиения непрерывного (аналогового) звукового сигнала на отдельные элементы. В процессе дискретизации производится кодирование, т. е. присвоение каждому элементу конкретного значения в форме кода.
     Преобразование
аналогового сигнала в цифровой начинается с выборки. В процессе выборки уровень звукового сигнала измеряется и эта величина запоминается. Через некоторый интервал времени процедура выборки и запоминания уровня сигнала повторяется. Таким образом мы получаем вместо реального аналогового звукового сигнала ряд чисел, которые характеризуют уровень звукового сигнала в некоторые промежутки времени.
     Частота
с которой производится выборка и запоминание уровня звукового сигнала называется частотой дискретизации. Учитывая то, что частота слышимого звука распространяется до величины 20000 герц, частота выборки (дискретизации) для сохранения информации о самых высоких частотах звука, должна превышать эту величину.
            В современных системах цифрового звука частота дискретизации равна 44000 герц. Хотя для систем менее высокого качества она может быть уменьшена. В цифровой звукотехнике используется двоичная система счисления.
     Поэтому, говорят о количестве разрядов (бит) числа для хранения информации об уровне звукового сигнала в процессе выборки. Стандартом для хранения уровня выборки принято считать 16 битное число, то есть можно говорить о примерно 65000 значениях уровня сохраняемого сигнала. Для качественного звука может использоваться и 32-х битное кодирование, а для оцифровки голоса вполне может хватить и 8-и бит.
     Разрядность числа
, которое используется для хранения уровней звука указывает на глубину кодирования звука.

 

Представление данных в памяти компьютера

В начало


            Различные типы данных требуют для своего хранения в оперативной памяти компьютера разное количество ячеек (байт). Так, для хранения целого числа в интервале от 0 до 255 достаточно одной ячейки памяти (одного байта), для хранения вещественного числа то есть числа имеющего целую и дробную составляющие требуется различное количество байт, в зависимости от размера и точности числа, а для хранения символьных строк - один байт на каждый символ.
            Для хранения графической информации память отводится исходя из количества цветов отображаемых каждой точкой на экране монитора (пикселем). Если изображение черно-белое то для хранения информации о каждом пикселе может быть отведен всего один бит. О 16-и цветном пикселе 4 бита. Если точка на экране может иметь цвет из набора 256-и цветов, то под хранение информации об этом пикселе отводится 1 байт. Современные компьютеры могут отображать на экране монитора огромное количество цветов (более 16 млн.). В этом случае для хранения информации об одной точке в памяти компьютера отводится 3 или даже 4 байта.
            Звук хранится в памяти в оцифрованном виде, то есть в виде последовательности чисел. Согласно глубине кодирования при оцифровке звука (то есть переводе его из естественного состояния в цифровую запись в памяти компьютера) каждому элементу выборки может быть предоставлена память 1 или 2 байта. А в современных звуковых системах и до 4х.

Линейная алгоритмическая структура.

В начало


            Алгоритм определяется, как понятное и точное предписание (указание) исполнителю совершить определенную последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или решение поставленной задачи. Слово алгоритм происходит от algorithmi - латинской формы написания имени великого математика IX в. аль-Хорезми. Как основной, так и вспомогательные алгоритмы могут включать следующие алгоритмические структуры: линейную, разветвляющуюся и циклическую. В линейной алгоритмической структуре все команды выполняются в линейной последовательности, одна за другой.

            Рассмотрим пример линейного алгоритма для нахождения середины отрезка при помощи циркуля и линейки.    
1) поставить ножку циркуля в точку А;
2) установить раствор циркуля равным длине отрезка АВ;
3) провести окружность;
4) поставить ножку циркуля в точку В;
5) провести окружность;
6) через точки пересечения окружностей провести прямую;
7) отметить точку пересечения этой прямой с отрезком АВ.

Блок-схема программы демонстрирующей линейную алгоритмическую структуру  представлена на рисунке.

ЛИНЕЙНАЯ алгоритмическая структура

REM Вычисление значения числа в степени
INPUT "Введите число: ", A
INPUT "Введите степень числа: ", B
ST = A ^ B
PRINT "Число "; A; " в степени "; B; " = "; ST



 



    Каждое указание алгоритма предписывает исполнителю выполнить одно конкретное законченное действие. Исполнитель не может перейти к выполнению следующей операции, не закончив полностью выполнения предыдущей. Предписания алгоритма надо выполнять последовательно одно за другим, в соответствии с указанным порядком их записи. Выполнение всех предписаний гарантирует правильное решение задачи.


Подготовка документа к печати. Параметры страницы.

В начало


Перед печатью необходимо подготовить к печати принтер. Для этого нужно:
         Заправить в него бумагу.
        Перевести
его в режим OnLine - готов к приему данных.
На современных принтерах последнее действие выполняется принтером при включении. Наиболее удобно управлять режимом печати из профессиональных текстовых редакторов операционной среды WINDOWS, например редактора "WORD".
        Печать типографского качества может быть выполнена на лазерном или струйном принтере. В зависимости от структуры документа он может быть распечатан на стандартном листа вертикального (портретного) расположения. Продольное расположение листа называется альбомным. Перед печатью необходимо: 
    - настроить печать на использование с требуемым листом.
    - указать отступы при печати, если это требуется.
Иногда нужно напечатать текст не с первой страницы, а с той, которая требуется, или просто некоторые листы; это нужно выбрать.
        Желательно перед печатью просмотреть подготовленный документ в режиме предварительного просмотра, что дает возможность реально оценить все заданные режимы и установки.

Защита информации.

В начало


            Защиту информации можно условно разделить на несколько направлений.

1. Защита от нелегального копирования и использования.
2. Контроль и защита доступа к информации.
3. Защита данных от повреждения.

            Для защита от нелегального использования применяют:
- Ключевые дискеты и CD. Поставляются вместе с программами и не могут быть скопированы обычным способом.
- Электронные ключи - это устройства присоединяются к портам компьютера (USB, параллельному и тд.) Без них программа не работает.
- Серийные (идентификационные) номера, пароли. - Запрашиваются при установке или использовнии программ. Без них программа работать не будет.
- Коды регионов. Оборудование может не разрешить использование информации в данной стране.

Существуют следующие виды защиты доступа к компьютеру.
    - Ввод имени пользователя (логина - login) и пароля при включении компьютера или при входе в сеть.
    - Администратор может разрешить пользователю доступ только к определенным информационным ресурсам (дискам, папкам, принтерам).
    - Для предотвращения доступа на компьютер из Интернета устанавливают программный или аппаратный барьер, который называются: межсетевой экран - брандмауэр (firewall). Брандмауэр отслеживает передачу данных между сетями и предотвращает несанкционированный доступ.
    - Защита от троянских программ. Программы которые называют троянцами, под видом полезных выполняют вредные действия. Чаще всего они передают хозяину этой программы конфиденциальную информацию, хранящуюся на компьютере (пароли, почтовые адреса, номера телефонов, личные данные). Выявлением таких программ занимаются антивирусные или спецпрограммы.
    - Защита от спама. Спам - термин, обозначающий поступление на компьютер владельца большого количества почтовых сообщений с ненужной информацией (реклама и т.д.). От спама защищаются настройками почтовых программ.

Способы защита информации от повреждения.
         Информация хранящаяся на компьютере может иметь огромную ценность. В этом случае она ни в коем случае не может быть утеряна или повреждена.
         Примеры важной информации:
1. Банковские счета и финансовые операции по ним.
2. Торговые соглашения и финансовые документы.
3. Документы отчетности и учета.
4. Личная информация: программные наработки, документация.

         Для обеспечения сохранности информации необходимо принимать определенные меры.
         Технические меры.
1. Не отключайте принудительно компьютер от электросети. В случае ненадежности электропитания нужно использовать источники бесперебойного питания.
2. Во время работы, регулярно сохраняйте текущую информацию.
3. Оберегайте компьютер и жесткие диски от тряски и ударов.
4. Бережно обращайтесь с дискетами и CD. Важную информацию храните на них в нескольких экземплярах.
        
            Организационно-программные меры.
1. Дублирование данных. Означает хранение второго варианта важной информации.
2. Копирование на другие диски или в сеть.
3. Архивирование. Хранение копий документов в сжатом (упакованном) виде на внешних носителях (CD, DVD, Flash-диски).
4. Организация контроля, пополнения и обновления архивов.