Бывал ли Паустовский в Наволоках.                             Из материалов сайта draginf.ru
(Литературно - историческое исследование).


Вернуться на сайт Наволоки

         Наволоки - ничем особо не примечательный городок с 10-тысячным населением затерялся в центре России. Почему именно его выбрал местом действия своего рассказа "Дождливый рассвет" Константин Георгиевич Паустовский, наверное, останется исторической загадкой.     Рассказ здесь
         Сразу же хочу принести извинения за то, что буду рассматривать рассказ не только с той стороны, с которой его представляет автор. Ведь, совершенно понятно, что рассказ не про Наволоки. Но, опять же, почему именно его автор выбрал из десятков других, которые он посещал будучи военным корреспондентом.
         Так, чем же интересно и примечательно литературное произведение "Дождливый рассвет"? Лучше, конечно, перед прочтением моих изысканий прочитать этот малюсенький рассказик на 3-х листах. Но, для чтения Паустовского нужно подготовиться. В его произведениях нет глубоких душевных терзаний элитных проституток, высоконравственных поступков измученных жизнью киллеров и веселых похождений суперагентов и полицейских оперов. Прочитав 3 листа вы получите больше вопросов, чем ответов и сердито подумаете, зачем мне всем этим забивать голову. А ответы-то, на самом деле, очевидны...

И каков же сюжет?
  Попросил в лазарете один раненый другого (выздоравливающего):
- Будешь проезжать мимо Наволок, передай жене письмо.
- Да без проблем.
Правда пароход прибыл в Наволоки ночью, да и погода была отвратительная, а в остальном все, вроде бы, банально... Передал...

Но, так можно про любое литературное произведение в двух строках рассказать. Не верите? Пожалуйста.

Жила одна дама, кто то скажет - дура. Все у ней было: и муж, и сын, и деньги. Так ведь нет - любовь... Вот и сгинула под колесами поезда из-за своих глупостей. А ведь могла бы жить... как все... (Анна Каренина. Л.Н. Толстой)

Или, опять же, по глупости, отдала одна королева драгоценности своему любовнику, а король про это узнал. Вот и пришлось одному добру молодцу сорви-голове помогать ей из этой ситуации выпутываться. (Три мушкетера. А Дюма)

Прочитайте рассказ. Мне, для начала, потребовалось 2 раза. После второго и началось, то о чем я писал выше: Ну зачем? Ну почему? И, что все это значит?...

- Ну зачем, потребовалось Башилову передавать письмо жене, раз они расстались?
- Да просто понял, дурак, кого потерял! Да, у помрежев веселая жизнь: артисточки, ресторанчики. Но, наступает момент, в данном случае война, и все истинные ценности встают на свои места.

- Почему же Башилов расстался с Ольгой Андреевной?
- Да все по той же причине, что и в предыдущем ответе. Люди-то оказались совсем разные. Она дочь врача, скромная и глубоко нравственная, а он самовлюбленный хлыщ. Фраза: "... не хуже других" говорит сама за себя. Человек уверен, что все люди г...но, и он тоже, но не самое худшее.

- Почему Кузьмин не остался в Наволоках?
- Потому, что он, "советский человек", Ольга Андреевна, естественно, тоже, а значит полнейший набор комплексов неполноценности этого самого человека, как и у абсолютного большинства наших соотечественников присутствует. "Нехорошо все это! Что люди-то подумают?" А что могут подумать люди о взаимоотношениях взрослых людей, которым за 30? Телевизор вместе смотрят, чай пьют, за грибами ходят. Сексуальных-то отношений в Советском Союзе не было.

- Что сказала Ольга Андреевна при расставании с Кузьминым?
- И дураку понятно: "Напрасно теперь уж надеяться..." Конечно же надеяться иметь нормальные человеческие отношения. Да война, да голод, но человек всегда остается человеком и простого человеческого счастья хочется всем и всегда.

         Высокое искусство тем и высоко, что в нем незаметно ничего искусственного. Вот и в рассказе "Дождливый рассвет", и место действия, и явления природы, и предметы и звуки создают обстановку для передачи главной идеи. Из меня неважный литературный критик и я не буду разъяснять автору смысл его произведения, а вот Стоцкая Елена, автор идеи этого исследования, на мой взгляд, очень верно описала ее в своем стихотворении. Наволоки - ударение на предпоследнем слоге - автор не знал, как его произносят местные.

Дождливый рассвет Провинциальный городок в глуши
с названием забавным - Наволоки;
ночь тёмная и путник одинокий
среди уснувших улочек в тиши,
  всё необычно - даже тихий дождь,
тумана грусть и летнего ненастья -
и предвещает новизну, быть может, счастье,
в такую ночь всегда чего-то ждёшь...
:томление в предчувствии любви,
оно живёт в нас, ожидая встречи,
тихонько дышит, что-то робко шепчет
и светом озаряет изнутри:
  вот этот старый незнакомый дом
с печальным запахом духов и чая,
и эта жизнь загадочно-чужая,
как книга, что лежит перед окном,
и молодая незнакомка в поздний час,
в его глазах она - мечта и тайна,
и верится, что встреча не случайна;
ах, если бы остаться здесь сейчас,
  и жить неторопливо: вёсны, зимы:
но нет тепла в обрывках строгих фраз,
и должен он уйти от этих глаз,
а время мчит и мчит неумолимо,
и вновь дорога, дождь, рассвет вдали:
всё скоро в прошлое уйдёт и станет
одним томительным воспоминаньем,
тоской о неслучившейся любви.

 

         Так вот, оказывается, что отличает гениальное произведение от яркого ширпотреба, оно заставляет человека вспомнить, что у него есть мозги, прошу прощения за грубость.

         А что же Наволоки? Быть может выбор был сделан случайно. Но, любая жизненная случайность, это предопределенная закономерность.

         И вот, перечитывая в который раз, "Дождливый рассвет", я пытаюсь проследить маршрут Кузьмина от пристани к дому Ольги Андреевны, да простят меня искусствоведы, которые описания наволокских пейзажей воспринимают абстрактно, я то, как коренной наволокчанин, пытаюсь это все представить реально. И пристань, и ухабистую дорогу, и церковь, и дамбу, и аптеку и дорогу-каменку. А потому и возник вопрос: а бывал ли великий российский прозаик в наших Наволоках? Мне представляется, что бывал. И дальнейшими изысканиями я постараюсь это доказать.

         Но, обо всем по порядку.

  С вертолета  

Сверху отчетливо видно сколько своим быстрым течением Волга принесла-наволокла ила и песка. Образовался огромный выступ, который великой реке теперь приходится огибать. Становится понятно, почему, поселение, а потом и город получили такое название - Наволоки.

Проплывая мимо, вы не сможете не заметить этот тихий, уютный городок и, в первую очередь, из-за текстильного комбината, построенного здесь более 100 лет назад.

Наверное и Константин Георгиевич, как творческая натура, не мог не обратить на это внимание.

(Автор фотографии неизвестен - прислана мне по E-mail претензии на авторство принимаются)

       
  Пристань  

Быть может к этой самой пристани причаливал пароход на котором прибыл Паустовский или Кузьмин, если хотите.

"Кузьмин вышел на пристань, поднялся по скользкой лестнице на крутой берег. Было слышно, как шуршит в кустах дождь..."

       
  Церковь  

Часы

"...где-то на колокольне надтреснутый колокол действительно пробил один удар."

Наволокская церковь, вероятно, имела часы. На фото это видно довольно отчетливо. Только богатые церкви могли похвастаться такой роскошью, значит наша была таковой.

  Фотодокументов, увы, не нашлось, а при подъеме Волги это место серьезно изменилось  

"Пролетка въехала на дамбу. Темнота стала гуще. В старых ветлах сонно шумел, стекал с листьев дождь. Лошадь застучала копытами по настилу моста."

Речь, всего скорее, идет о дамбе между верхним и нижним фабричными прудами. Верхний, и на моей памяти, больше напоминал небольшое озерцо. Мост через ручей в нижний пруд тоже должен был быть.

  Аптека  

"Пролетка въехала, наконец, в темный городок. Только в одном доме, должно быть в аптеке, горела за стеклянной дверью синяя лампочка."

Дверь не стеклянная, а стеклянная была (была и сейчас есть) в старой поликлинике рядом с аптекой. А функционировала она круглосуточно - там располагалась станция скорой помощи.

О расположении аптеки красноречиво говорит фабричная труба на заднем плане фото.

       
  Улица Советская   Аптека была где-то здесь, а это кусочек улицы Советская, как раз сейчас пролетка должна свернуть налево.
       
  Каменка  

"Улица пошла в гору. Извозчик слез с козел, чтобы лошади было легче. Кузьмин тоже слез. Он шел, немного отстав, за пролеткой и вдруг почувствовал всю странность своей жизни. <Где я? - подумал он. - Какие-то Наволоки, глушь, лошадь высекает искры подковами."

Булыжная мостовая церковной горы, как будь-то та же самая...

Почему именно этот подъем? Потому, что только этот такой крутой, и аптека рядом.

       
  Дом с мезонином-1Дом с мезонином-2  

Дом с мезонином-3

"Пролетка остановилась около дома с мезонином"

О каком доме идет речь вряд ли удастся выяснить. Прошло около 70-и лет. Может быть героиня рассказа жила в каком-то из этих, хотя они расположены совсем не там, куда, по рассказу приехала пролетка..

Но маршрут, все таки, верен, и об этом я расскажу дальше.

     
  Запущеные аллеи  

"В конце улицы тянулся городской сад. Калитка была открыта. За ней сразу начинались густые, запущенные аллеи. В саду пахло ночным холодом, сырым песком. Это был старый сад, черный от высоких лип."

В нашем старом парке, который и, в самом деле, раньше был садом местных фабрикантов, запущенные аллеи со старыми липами имеются до сих пор. Старая лестница тоже есть, только сейчас она бетонная..

       
  Аллея осенью   Но осенью, при всей запущенности парка, по некоторым из его аллей приятно погулять, и выглядят они совсем не так уныло, как в рассказе Константина Георгиевича.
       
  На причале  

Место, где располагалась старая пристань, и, в самом деле, раньше не имело поблизости никаких построек, кроме склада, о котором Паустовский тоже упоминает. Я и сам помню, что пароходы привозили хлопок, а увозили готовый текстиль.

Увы, но строго и точно сопоставить сюжетные зарисовки рассказа и наволокскую местность не получается. Например, с лестницы городского сада не представляется возможным помахать отплывающему пароходу.

       
  С горы   Вот если бы это происходило на новой пристани, То с прокуроровой горы открылся бы такой вид на Волгу близь причала. И Ольга Андреевна запросто смогла бы бросить прощальный взгляд на отплывающий пароход.
       
   

А Кузьмин, отчаливая, увидел бы такую, картину, и, там вдали, у памятника строителю (приглядитесь, вон он там на горке), увидел бы одинокую фигурку женщины. И, как это бывает и в жизни, именно в этот момент они поняли, а ведь счастье то было так близко.

Но рассказ датирован 1945 годом, а большая Волга появилась 10-ю годами позже.

       
 

Маршрут Кузьмина

Ну, что ж? Маршрут Кузьмина по Наволокам мы выяснили. Я привел вам множество фактов, которые не могут быть простыми совпадениями. Или Константин Георгиевич бывал в Наволоках, или ему о них кто-то очень подробно рассказывал.

       
  Райко партии Наволоки  

Мне рассказ запал в душу печальным сюжетом, конечно же, но, не в последнюю очередь, местом действия. Размышляя, я вдруг натолкнулся на такую мысль: Паустовский приезжал в Наволоки, возможно в военный госпиталь, который располагался в санатории имени Станко, как военный корреспондент. И, именно к приезду не совсем простого корреспондента, к пристани была послана пролетка. И маршрут, описанный Константином Георгиевичем реальный, только обрывается он, казалось бы, непонятно. Но, подумайте, куда должны были везти известного писателя-корреспондента? Да в райком партии, конечно же! Как вы помните, Наволоки когда-то были районным центром. И вот тут-то все и встает на свои места. Пристань, пролетка, церковная каменка...

Ну, а как же романтическая история? Кто был прообразами героев рассказа? Здесь все сложнее...

       

Я рассматривал еще несколько вариантов маршрута. Например: каменка на Кавказской (дом с мезонином в проулке там имеется до сих пор) и, действительно, спуск к пристани по лестнице в районе больничной горы. В данном варианте тоже много, как плюсов, так и минусов. Мои изыскания не претендуют на истину в последней инстанции. У кого есть идеи, дерзайте...

Здесь были использованы старые фотографии Наволок мои собственные и взятые с сайта odnoklassniki.ru из альбома Наволоки - старые фотографии. Хочу выразить благодарность активным авторам этого альбома В.Завьялову, А.Нечаеву, Н.Кирикову, чьи снимки я использовал.

Автор  :    Коротков Николай
E-mail  :    kornil1956@rambler.ru
WWW :   draginf.ru